Каратэ до — искусство восточных единоборств имеет древние корни. Феодальные и родовые отношения сохранили традиции и философию Востока неизменными в течении 5-ти тысячелетий Отдельные приемы единоборств известны были примерно 4,5 тыс. лет назад. В трактате «О сущем» «Желтый император» Хуанди (III в.до н. э.)подчеркнул единство воинского искусства и медицины.
II в. до н.э. врач Хуа-то разработал гимнастику «У цин-си» (игра зверей), на основе которой строились все воинские стили.
В I в. до н. э. Квой-йе создал стиль ушу «Прием длинной кисти» это была первая школа единоборств.
Начало современных школ восточных единоборств связано с именем Великого монаха, одного из основателй Чань(Дзен)-буддизма, Бодхидхармы. По преданию, в 520 г.н.э., проделав путь более 4000 км из Индии в Китай, он пришел в монастырь «Шаолинь», где провел 9 лет, передавая монахам искусство «Пранаямы» искусство дыхания, основные гимнастические упражнения йоги т.н. » 18 рук архатов» . Слыл Бодхидхарма также искуссным бойцом. Известно, что Александр Македонский знакомился с приемами единоборств тех стран, которые он завоевывал. Эту синтезированную технику он принес в Индию, которую завоевал последней. Все это унаследовал Бодхидхарма, что сделало его хорошим бойцом.Известно что по дороге в Шаолинь он совершил 6 подвигов: убил змею, тигра, буйвола и т.д.
По преданию, много времени Бодхидхарма проводил у Белой стены Священной пещеры в позе медитации, совершенствуя гармонию духа и тела. Существует легенда, что на стене отпечаталась, от долгого сидения, тень Бодхидхармы.
Возникновение школ восточных единоборств, связывают с Шаолинем и именем Бодхидхармы (китайцы называли его Дамо). В Японию это искусство пришло из Китая.
Воинские искусства Японии имеют не менее древнюю историю, чем в Китае. Известны такие виды как кумиучи, когу-соку, тегики, тендари, коси мавари, явара, субаку, ниндзюцу и другие.
Как ни странно, но родиной каратэ-до (путь пустой руки) является не Япония а Остров Окинава (архипелаг Рюкю). Остров был независимым, но подвергался нападением китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск, и в результате, вынужден был платить дань своим грозным соседям. Сначала влияние Китая было сильнее, тем более, что на Окинаве жила целая колония пересленцев — китайцев, которые и познакомили жителей острова со своими боевыми искусствами. Некоторые Окинавцы ездили в Китайские монастыри, в том числе и Шаолинь. Вернувшись, они положили начало развитию на Окинаве Шаолинь-су цю-ань-фа (Шаолиньский кулак), а позднее и других стилей. Такая тяга Окинавцев к боевым искусствам объясняется тем , что на острове постоянно шли столкновения между правителям отдельных районов, а потому простым людям носить оружие запрещалосьпод страхом смерти. Первый такой закон в 15-м веке ввел князь Се Хайси, который подчинил себе остров, а позднее и архипелаг Рюкю. Вместе с Се Хайси на Окинаву пришел буддизм — религия проповедующая миролюбие. Вследствие этого обороноспособность резко упала, и в 1609 году архипелаг без труда был захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума. Окинавская армия была распущена, все оружие было конфисковано, в результате «Катана кари» -«охоты за мечами», объявленной японцами. Назревало восстание, и мастера рукопашного боя срочно стали обучать граждан своему умению. К тому времени искусство борьбы на Окинаве было хорошо развито и носило название «Окинава-те» — «Окинавская рука»
В XVI в. сложились 3 направления каратэ до:
Мастеров «Окинава тэ» было немного, а задача стояла трудная: за короткий срок подготовить максимальное количество бойцов. Поэтому из китайской техники были отобраны самые эффективные приемы, которые и стали базовой техникой «Окинава тэ», а о философии и самопознании речь не шла, не до того было.Тренировки проводились в основном ночью в горах и лесах, отчего «Окинава тэ» называли еще «Школой в зарослях». Некоторые мастера владели такой техникой, что одним ударом руки или ноги убивали одетого в доспехи самурая. Самураи в свою очередь владели искусством джиу-джитсу, которое было действенным в бою с обычным воином, но уступало ударной технике «Окинава тэ». Грозным оружием в руках Окинавцев были обыкновенные сельскохозяйственные орудия:»кама»-серпы, «нунчаку»-ими вели обмолот риса ,»саи»-ими взрыхляли почву, «бо»-шесты, «джо»- посохи. С разгромомвосстаний( на это у японцев ушло 100 лет) «Окинава те» не исчезло, а продолжало развиваться и совершенствоваться. В конце XIX в. Окинава официально признана провинцией Японии. В 1902 г. министерство образования Японии вводит «Окинава те» в школьную программу как универсальное средство физического и духовного воспитания.
В то время один из известнейших мастеров, был школьный учитель Гитин Фунакоси (родилсяв 1869 г. в г. Сюри). По его инициативе группа мастеров ездила по Окинавес показательными веступлениями, вследствие чего возникло много школ.
В 1917 г. Фунакоси был приглашен в Бутоку- Всеяпонский центр боевых искусств в г. Киото. В 1921 г. во время посещения г. Сюри наследником престола Хирохито, в школе Фунакоси состоялись показательные выступления, которые получили высокую оценку монарха.
В 1921 г. в Токио состоялся Всеяпонский фестиваль боевых искусств, на который был приглашен и Г. Фунакоси. На фестивале присутствовали члены императорской семьи, военные и спортивные специалисты, в том числе и создательдзю до профессор Дзигоро Кано, который предложил Фунакоси устроить выступления в центре дзю до «Кодокан . Фунакоси получил предложение написать несколько работ по истории и методике своего искусства. Фунакоси основал многочисленные секциипри университетах, компаниях и торговых центрах. Ему помогали многие мастера переселившиеся из Окинавы в Японию.
Так началось победное шествие по Японской империи «Окинава тэ» (японцы называли его «Тодэ»).В 1930 г. термин «Окинава тэ» заменен термином «Карате-дзюцу» («искусство китайской руки»). В 1936 г. на Окинаве встретились представители нескольких стилей каратэ-дзюцу. Этот термин по предложению Фунакоси был заменен на термин «Каратэ-до»- «Путь пустой руки».
каратэ-дзюцу |
Каратэ-до («путь пустой руки») |
Фунакоси подчеркнул, что каратэ-до не просто техника, а именно искусство, направленное, как и другие дзэнские искусства, на всесторонее совершенствование человека.
В том-же 1936 г. Фунакоси открыл свой центр под названием Сётокан(Сёто- литературный псевдоним Фунакоси), по названию созданного им стиля. К этому времени сложились на базе»Окинава-те» четыре основных стиля каратэ-до, признанных классическими:
Сегодняшнее каратэ насчитывает несколько десятков стилей и направлений, но только одному из них удалось подняться до четырех названных и стать классическим, это стиль «Кёкусинкай» («союз искателей абсолютной истины»), созданный Масутасой Оямой (1923-1994гг.)
Уже много лет клуб сотрудничает с SHOTOKAN KARATE-DO INTERNATIONAL FEDERATION. Федерация была основана в 1978 году и по сей день возглавляется соке Хироказу Каназава (10 Дан), прямым учеником Гитина Фунакоси. Сегодня федерация насчитывает несколько миллионов каратек из более 130 стран. Все черные пояса ученики и инструкторы клуба получили у соке Х. Каназава либо шеф-инструктора федерации шихана Манабу Мураками (8 Дан).
Ежегодно спортсмены клуба участвуют в Кубках и Чемпионатах национальной федерации, в составе национальной сборной достойно представляют нашу страну на Чемпионатах Европы и Мира, внося свой медальный вклад в общий зачет.